Юридический Вестник

Menu
  • Автомобиль
  • Без категории
  • Документы
  • Жилищные вопросы
  • Налоги
  • Наследство
  • Недвижимость
  • Образование
  • Покупки
  • Работа
  • Семейные вопросы
  • Суд
  • Финансы
Главная
Автомобиль
Штраф за отсутствие детского кресла

Штраф за отсутствие детского кресла

Детская безопасность всегда считалась приоритетом при любых пассажирских перевозках. Это касается и частного автотранспорта тоже. Недаром производители автокресел и других аналогичных приспособлений уделяют столько внимания усовершенствованию своих изобретений. Но и законодатели не обходят данный вопрос своим вниманием. К сожалению, даже самые лучшие законы не всегда соблюдаются, и многие автовладельцы относятся к обеспечению безопасности детей не слишком серьезно или не используют не то что детское автокресло, но и элементарные ремни безопасности — те самые специальные удерживающие устройства, о которых говорит закон.

Итог может быть очень печальным. Вопросы обеспечения безопасности юных пассажиров урегулированы действующими ПДД. Однако с 2017 года вступают в силу новые нормы законодательства, и нужно разобраться в том, что меняется, а что остается неизменным.

Безопасность ребенка в автомобиле: старая редакция правил

Отметим, что до 1 января 2017 года в России действовала старая редакция ПДД — основного для этой сферы документа, в которой говорилось, что детям до двенадцати лет разрешены поездки в легковых автомобилях только если те оснащены специальным удерживающим приспособлением. Под этими приспособлениями понимались автолюлька для младенца, автокресло для детей постарше, наконец, ремень безопасности, но не взрослый, а адаптированный для ребенка. При этом автокресло должно соответствовать определенным требованиям. У него должен быть прочный каркас без каких-либо внутренних или наружных повреждений. Исключаются любые вмятины, трещины и деформации, которые могли бы отразиться на целостности сидений. Детские автомобильные кресла комплектуются ремнями безопасности. Исключено использование потертых или изношенных ремней, а все механизмы и замки такого кресла должны легко и плавно работать.

Почему нельзя использовать обычные ремни безопасности? Потому, что у ребенка такая лента будет расположена на уровне шеи. С одной стороны, указанная конструкция просто не сможет удержать ребенка при ДТП или столкновении. С другой стороны, даже если во время аварии ребенка не выбросит из машины, неподходящая конструкция ремня может привести к очень серьезным травмам. Поэтому правилами предписывалось использование обычных ремней со специальным приспособлением, но нигде не было сказано, что оно из себя представляет. На практике это так называемый «уголок», с помощью которого регулируется положение ременной ленты, но на практике это может быть любое другое приспособление (ПДД четкого описания их не дают).

Относительно специального удерживающего устройства, впрочем, можно сказать, что оно должно соответствовать ГОСТу, вступившему в силу с января 2007 года. Насколько это описание вносит ясность в данный вопрос, посудите сами. Согласно ГОСТу, детская удерживающая система представляет собой целый комплекс элементов, состоящих из ремней или других гибких компонентов с пряжками, а также дополнительных деталей для крепежа и регулирования. В том же ГОСТе подчеркивается, что у данной конструкции могут быть дополнительные элементы в виде детской люльки или детского кресла, а также отдельного сидения или экрана, защищающего от ударов. То есть само по себе кресло или люльку нельзя считать обязательным компонентом. При этом предполагается, что устройство должно быть разработано по такому проекту, чтобы снизить риск получения травмы во время аварии или даже когда автомобиль резко затормозит.

Использование автолюльки

Что касается использования автолюльки, то действительно, производители выпускают такие устройства для детей до 1 года. В них ребенок может находится только в горизонтальном положении, при этом он зафиксирован протянутым над животиком ремнем. Обычно дети вырастают из автолюльки быстрее, поэтому еще какое-то время могут использоваться кресла, похожие на автолюльку, они отличаются тем, что ребенок может в них находиться в положении полулежа.

Эти конструкции используются для детей до 1.5 лет. В таких люльках конструкция спинки позволяет минимизировать нагрузку на шею ребенка. Кроме того, при выборе кресла следует учесть, что чем больше угол, на который можно отрегулировать спинку, тем более безопасной является конструкция.

Кресла с пятиточечными ремнями

Следующая группа кресел — это кресла, оснащенные пятиточечными ремнями, закрепленными изнутри. Такие конструкции устанавливаются по ходу движения машины. Они рассчитаны на детей в среднем в возрасте до 4-х лет, имеет значение и вес — до 15 кг. До 7 лет (и до веса в 25 кг) рассчитаны кресла с высокой спинкой. При необходимости высота здесь может регулироваться. Пристегивают ребенка вместе с этим устройством автомобильным ремнем безопасности. Похожей конструкцией обладают кресла, называемые «бустерами». Они подходят для детей до 12 лет, поскольку если такая высота спинки ребенку мала, ее можно просто отсоединить.

Требования установки детских автокресел

Для установки автокресла существуют определенные правила. Так, автомобильное кресло можно ставить не только на заднем, но и на переднем сидении, это не исключено ПДД. Но если кресло ставят спереди, то нужно деактивировать подушку безопасности, иначе при активации она может травмировать ребенка. Это не касается тех случаев, когда ребенку уже исполнилось 12 лет. Тогда подушка должна быть активирована. Если говорить об установке на заднем сидении, то автокресло прикрепляют в его центральной части. Правилами это никак не регламентируется, а статистика ДТП показывает, что именно это место является самым безопасным.

Автолюлька, несмотря на то, что ее размеры и конструкция могут быть разными, ставится только сзади (на переднем сидении нельзя) и перпендикулярно направлению, в которое двигается автомобиль. Ребенок в ней закреплен отдельным ремнем, а сама люлька фиксируется штатными ремнями. При этом за обеспечение безопасности всех пассажиров отвечает водитель. Он должен убедиться в том, что все пассажиры, включая детей, пристегнуты еще до начала движения. Само наличие автокресла обязательно только в том случае, если ребенок сидит впереди на пассажирском сидении. Если же он сидит сзади, то автокресло не обязательно ставить, можно использовать ремень с описанной выше конструкцией.

Хотя эти правила были четко прописаны только в ПДД, ответственность за их несоблюдение обозначена в Кодексе об административных правонарушениях. В старой редакции она предусматривала 3000 рублей штрафа с водителя, не установившего перечисленные средства безопасности.

Можно ли использовать самодельные ремни?

Детские автокресла стоят достаточно дорого. Многие родители стараются сэкономить и вместо этого использовать ремни, сделанные народными умельцами. К сожалению, в домашних или «гаражных» условиях вряд ли можно создать удерживающее устройство, которое будет соответствовать всем правилам ГОСТа, и при этом чтобы учитывались все нагрузки, масса тела и рост юного пассажира. Однако на рынке есть более дешевые, чем автокресла, детские сдерживающие устройства, произведенные в заводских условиях с учетом всех нагрузок, и прошедшие многоуровневые испытания и тесты, аналогичные тем, что проходят детские автокресла. Анализ предложения таких изделий показывает, что обычно эти устройства представляют собой ремни, соответствующие росту ребенка и оснащенные дополнительным регулировочным устройством. Лямку в этой конструкции можно менять по мере роста ребенка и увеличения его веса — это вполне обоснованная замена креслу и с позиции безопасности, и с позиции его себестоимости.

Не все сотрудники дорожной полиции обладают достаточно высокой квалификацией для того, чтобы знать еще и требования ГОСТа. Они считают, что перевозить ребенка можно исключительно в автокресле. Поэтому бывали и такие случаи, когда использовался ремень с детским приспособлением, соответствующим требованиям ГОСТа, была использована подушка «бустер», а сотрудник ГИБДД выписывал штраф. Такие ситуации рассматривались в суде, и штрафы признавались незаконными.

Почему понадобилось менять законодательство?

Дело в том, что пункт 22.9 ПДД, в котором содержатся требования к перевозке детей по принятым сегодня правилам с использованием автокресла, оспаривался в Верховном суде Российской Федерации, причем неоднократно. Хотя суд всякий раз выносил решения о том, что данный пункт правил соответствует не только российскому, но и международному законодательству (в частности — Конвенции о дорожном движении), вопрос все равно оставался актуальным. Действительно, с одной стороны, дети являются самыми уязвимыми пассажирами, соответственно и требования к безопасности должны быть высокими. И те родители, которые экономят на приобретении автокресла, просто заворачивают ребенка в одеяло и берут на руки. На самом деле это просто недопустимо. При аварии последствия для жизни ребенка могут быть самыми страшными. С другой стороны, дети все-таки могут быть достаточно высокими для своего возраста, так что их уже и в 11 лет в автокресло не посадишь. Было ясно, что правила нужно как-то детализировать.

Новая редакция Правил

Существует проект новых ПДД, который планировалось ввести с 1 января 2017 года. В нем этот пункт 22.9, вызвавший столько споров, должен быть опубликован уже в переделанной редакции. Из текста проекта следует, что для перевозки в легковых автомобилях (и в грузовых машинах определенной конструкции) детей младше 7 лет должны быть предусмотрены детские удерживающие системы (их описание по-прежнему не приводится, значит, ориентируемся на ГОСТ), которые соответствуют росту и массе тела ребенка.

При этом внимательный читатель заметит, что детской безопасности в новой редакции Правил вообще уделяется больше внимания. В частности, появляется важный пункт относительно безопасности детей младше 7 лет. Их нельзя будет оставлять в салоне автомобиля самих то есть без контроля со стороны отвечающих за них взрослых. Учитывая, сколько было случаев, когда оставленный в машине один ребенок страдал от переохлаждения или сильного теплового удара, и сколько раз это приводило к самым серьезным последствиям вплоть до летального исхода, мера вполне оправданная. Однако штраф за такое нарушение предусмотрен совсем небольшой — на уровне 500 рублей, что, конечно, далеко не всех беспечных родителей заставит думать о последствиях своих поступков. Впрочем, все это пока остается под вопросом, поскольку еще в декабре новая редакция ПДД осталась проектом, не прошедшим соответствующую процедуру внесения изменений. Поэтому на самом деле в течение какого-то времени будут действовать старые правила.

Штрафы по старым нормам ПДД

Долгое время штраф за неправильную перевозку ребенка был таким же, как и для взрослых, без учета более высоких требований к безопасности. То есть его сумма составляла всего 500 рублей. В 2013 году законодательством были введены новые штрафные санкции. Принять меры правительство заставили цифры по статистике ДТП с участием детей. Тогда же был введен штраф в размере до 3000 рублей. Но это только для родителей ребенка

Если перевозку осуществляет должностное лицо, не позаботившееся о наличии автокресла, то сумма штрафа увеличивается до 25000 рублей. А если правила перевозки нарушает юридическое лицо, штраф может составлять 100 тысяч рублей. То есть теоретически в такси ребенок тоже должен ехать в автокресле, иначе фирма заплатит штраф. Вот почему при заказе такси нужно уточнять, что машину заказывают в том числе и для ребенка в возрасте до 12 лет. При этом штраф платит не только тот, кто перевозит ребенка непристегнутым или без автокресла, но и тот, кто использует автокресло, не подходящее по возрасту.

Так, существуют судебные прецеденты относительно штрафов, выписанных родителям за перевозку ребенка в кресле, рассчитанном на старшую возрастную группу. Основанием послужили указания самого производителя кресла, который четко указал, для какой группы это кресло изготовлено. А выявил нарушение инспектор ГИБДД, который отметил визуальное несоответствие размеров кресла потребностям ребенка.

Share
Tweet
Email
Предыдущая публикация
Следующая

Рекомендуем к прочтению

Для большинства автомобилистов до недавнего времени было только два способа …

Лизинг автомобиля для физического лица: условия, возможности

На сегодняшний день далеко не все водители пользуются онлайн-услугами по …

Особенности страхования машины по ОСАГО через интернет

Оставить комментарий

Отменить ответ

Рубрики

  • Автомобиль
  • Без категории
  • Документы
  • Жилищные вопросы
  • Налоги
  • Наследство
  • Недвижимость
  • Образование
  • Покупки
  • Работа
  • Семейные вопросы
  • Суд
  • Финансы

Юридический Вестник

Юридический Вестник. Статьи инструкции по правовой поддержке, аналитические и новостные материалы
Copyright © 2021 Юридический Вестник

Ad Blocker Detected

Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker.

Refresh