Многие считают, что некорректная работа Службы приставов — это некая данность, с которой уже ничего нельзя поделать. На самом деле, если граждан по каким-то причинам не устраивают результаты деятельности этого органа, то они вполне могут обратиться с жалобой в соответствующую инстанцию. Например, бездействие Службы приставов может быть поводом для того, чтобы подать соответствующую жалобу в прокуратуру или даже в суд. При этом если для составления иска лучше заручиться помощью юриста, то составить жалобу можно и самостоятельно, поскольку ничего сложного в этом нет.
По каким причинам может быть написана жалоба?
Хотя судебные приставы в определенном смысле являются представителями закона, не стоит их воспринимать как абсолютно безгрешных людей. Человеческий фактор еще никто не смог вычеркнуть ни из одной сферы деятельности. А судебные приставы даже выполняя букву закона, могут наносить оскорбления ответчику, и это уже повод для жалобы. Что уж говорить про такие ситуации, как превышение полномочий или нанесение телесных повреждений! Кроме того, бывает так, что судебные приставы либо вообще не торопятся выполнять постановления суда, либо выполняют их несвоевременно. И это делается даже не по злому умыслу, просто пристав может быть недостаточно компетентным. В любом из перечисленных случаев можно подавать на такое должностное лицо жалобы, поскольку в таких ситуациях у заявителя есть для этого законные основания. Подробнее о таких основаниях пишет Федеральный закон, на основании которого работает вся исполнительная система. Его 18-ая глава посвящена тому, на какие нарушения можно и нужно жаловаться и в какие органы подают соответствующие документы. Обжаловать по закону можно такие вещи как:
- Ситуация, при которой пристав не выполняет свою работу и при этом есть подозрения, что за это он получил взятку от ответчика или другого заинтересованного лица;
- Бездействие приставов без веского на то основания. То есть судебный пристав халатно относится к своей работе, и судебное решение не выполняется;
- Некорректное отношение пристава к должнику. Пристав может действовать только в пределах закона, применение физической силы или даже словесные оскорбления ответчика недопустимы.
Законом также определяется, что жалобы могут подаваться и на другие действия приставов, которые приводят к нарушению прав и свобод, гарантируемых государством для всех граждан без исключения.
Как составляется жалоба?
Хотя какого-то единого утвержденного бланка для написания жалобы нет, есть определенные правила, которыми следует руководствоваться при составлении подобного документа:
- Жалоба составляется в произвольной форме, но в ней должны быть обязательные реквизиты. Во-первых, это Ф.И.О. должностного лица, на имя которого пишется жалоба, а также фамилия и имя заявителя.
- В жалобе должна быть коротко и без эмоций описана суть конфликта, то есть нужно перечислить те нарушения, которые, по вашему мнению (ведь еще ничего не доказано) совершил пристав.
- Обязательно нужно указать номер решения суда и Ф.И.О. судебного пристава, на которого подается жалоба. Если это уже не первая жалоба с вашей стороны или вы обращались в другие инстанции, нужно описать меры, уже принятые ранее другими ведомствами. Если от них реакции не последовало, то это также следует отразить в тексте.
- При описании каких-либо нарушений со стороны должностных лиц нужно ссылаться на соответствующие законодательные акты. В основном это Конституция и Гражданский кодекс, но есть еще и упомянутый выше федеральный закон.
- В конце жалобы нужно поставить дату ее составления и подпись.
Как оформляется пакет документов?
Перед тем, как писать данный документ, еще раз изучите все обстоятельства дела и законодательные акты — все-таки подача жалобы в прокуратуру означает серьезную проверку. Если речь идет о каких-то не слишком значительных нарушениях, которые вы не хотите оставлять без ответа, подавать заявление нужно вышестоящему руководству судебного пристава, с которым у вас произошел конфликт. Если такая жалоба уже подавалась и никакие меры приняты не были, можно сразу составлять жалобу в прокуратуру, и в ней нужно будет отразить процесс общения с руководством пристава.
Как должно реагировать руководство? Оно должно провести служебное расследование, а о его результатах сообщить заявителю в письменной форме. Если такого письма не было, то заявитель получает право обратиться в прокуратуру или даже судебные инстанции.
Жалоба, направляемая прокурору, должна сопровождаться целым пакетом документов. Во-первых, в нем должна быть копия жалобы, направленной в Службу приставов, причем на этом экземпляре должен стоять входящий номер и дата получения документа, подтверждающие сам факт его передачи. Также нужны копии документов, идентифицирующих личность заявителя. Если речь идет о взыскании долга, то стоит предъявить также соответствующее решение суда по этому делу.
Прокуратура рассматривает жалобу в срок от 15 дней до 30 календарных дней. Результат рассмотрения также оформляется в письменном виде, скрепляется подписью и печатью и высылается исполнителю. При необходимости его можно будет использовать в суде. Если вы обращаетесь с этими документами в суд и весь пакет оформлен правильно, то в суде дело также будет рассматриваться в течение 10 дней, а потому придется набраться терпения.
Поводы для исков
Поводов для иска может быть много. Например, в течение трех дней от даты подписания постановления пристав-исполнитель все еще ничего не сделал для того, чтобы разобраться с задолженностью. Тогда истец может обращаться в суд. Как правило, речь при этом идет о признании долгов. Поэтому, если заявитель подает иск в суд, он должен уведомить об этом должника и судебные органы. Для этого высылаются копии соответствующих документов. Но не торопитесь — в суд подают только когда руководство приставов не реагирует, а оно, в свою очередь, имеет право рассматривать жалобы в течение десяти дней.